ЗПР - что делать?

Задержка психологического развития (ЗПР) нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы развития ребенка. Расстройство обратимо, поддается коррекции в дошкольном и младшем школьном возрасте. Диагноз ставится, если обнаружено отставание от сверстников в определенных сферах развития. Благодаря коррекционным занятиям по специальным методикам, отставание от сверстников у таких детей сокращается.

Сегодня в рубрике Рекомендации специалистов специалист нашего центра Юлия Родионова расскажет нам о коррекции ЗПР.

ЗПР - что делать

Главной проблемой является раннее выявление задержки развития: ярко симптомы начинают проявляться в школе когда возникает необходимость в систематической познавательной деятельности. До этого времени, признаки не очевидны: дети чуть позже начинают ходить, говорить, быстрее отвлекаются от игр, более эмоциональны. Подобное поведение часто списывают на особенности характера или другие факторы.

К характерным проявлениям такого расстройства относят:

  • рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности
  • неразвитость волевой сферы
  • слабая память
  • отставание в развитии речи
  • абстрактное мышление развито плохо
  • отсутствие понимания ответственности за свои поступки
  • излишняя эмоциональности
  • агрессивность
  • неумение понимать, подстраиваться под правила игры, запоминать ограничения

Ведущей деятельностью таких детей является игровая, при этом обучения или развития необходимых навыков не отмечается. Им сложно находить общий язык с другими ребятами, так как они не способны запомнить и принять правила игр, часто конфликтуют, если что-то идет не так, как хочется им.

В зависимости от того, в каком возрасте начинается медико-психологическая коррекция, будет получен свой результат. В 3-4 года отставание от сверстников еще не большое и легко преодолимое. Чем старше ребенок тем больше времени и усилий ему понадобится, чтобы дойти до нормы.

Способы развития и коррекции ЗПР для детей подбираются психологом с учетом возраста ребенка, предполагаемого объема работы, ожидаемых достижений и успехов.

Специалист, как правило, работает над:

  • гармонизацией развития личности ребенка, задача выровнять психологический и физиологический возраст
  • формированием психических функций, характерных для физиологического этапа взросления
  • устранением отставания по основным направлениям: волевая сфера, память, внимание, эмоциональная сфера
  • исправлением имеющихся психологических отклонений
  • подготовкой базы для правильного развития на следующем этапе

Работа выстраивается сразу по нескольким направлениям. Для начала проходится комплексное обследование, с целью выявить причины отставания, сопутствующие особенности психики и здоровья. Затем назначается комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений.

Оздоравливающее малыш проходит комплексы процедур, позволяющие избавиться от отклонений на физическом уровне. Требуется создать ему наиболее благоприятные условия жизни: приучить к строгому режиму, подобрать правильное питание, регулярно проводить диагностические, коррекционные процедуры.

Нейропсихологические методы коррекции детей с ЗПР способствуют развитию внимания, памяти, позволяют догнать сверстников по уровню овладения школьными навыками. Также работа со специалистом способствует изменению поведения в сторону нормы, помогает легче осваиваться в обществе.

Прогрессивное развитие интеллекта. Познавательная деятельность страдает при задержке психологического развития сильнее всего. Поэтому ей уделяется отдельное особое внимание.

Работа с семьей: результат дает непрерывное педагогическое воздействие родителей. Членам семьи важно обучиться особенностям общения с малышом.

Сенсорно-моторная сфера также требует внимания для развития творческих задатков.

Развитие эмоциональной сферы, выражаемое в обучении контролю над собственными чувствами и эмпатии по отношению к окружающим.

Устранить задержку возможно в сжатые сроки только при комплексной работе по всем указанны направлениям. Благодаря систематической работе, уже к младшему школьному возрасту ребенок догоняет сверстников и избегает проблем в учебе и адаптации.

При проведении коррекционной работы учитываются психолого-физиологические особенности ребенка. Продолжительность занятия строго фиксирована, чтобы избежать истощения и усталости. В обязательном порядке подчеркиваются положительные достижения.

Здоровья вам и вашим близким!