Дискалькулия совокупность нарушений счетных операций и сложности в формировании математических категорий.
Термин дискалькулия происходит из английского языка и переводится как неумение, неспособность подсчитывать. Синонимичное название расстройства математическаядислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков.
Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению.
Сегодня в рубрике Рекомендации специалистов специалист нашего центра Лия Аюпова расскажет нам о причинах, симптомах и коррекционном воздействие при дискалькулии.
Причины:
Наследственной отягощенностью.Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
Негативным опытом обучения математике.Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
Органическими поражениями ЦНС.В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности иили в родах,внутриутробные инфекциии интоксикации (алкоголизм, курение,наркоманияматери), перенесенные в раннем детствечерепно-мозговые травмыи инфекционные болезни, поражающие ЦНС.
Симптоматика дискалькулии:
- недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа
- несформированность количественных отношений чисел
- автоматическое воспроизведение порядка следования чисел
- трудности установления отношения числа к его соседям
- неправильное называние чисел
- затруднение в определении места числа в ряду натуральных чисел
- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия ручной способ выполнения
- недостаточное овладение математическим словарем
- незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления
- преимущественно конкретный характер мыслительных операций
Помощь детям с расстройством математических навыков оказываются логопедами, коррекционными педагогами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием лекарственных препаратов.
Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях. Листайте галерею с фото