Мозжечковая стимуляция
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушение баланса и координации движений – это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга. Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движений глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе, и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Он быстро перерабатывает любую информацию. По мнению исследователей, в мозжечке сигналы проходят окончательные проверки качества, а затем отправляются обратно в кору головного мозга для реализации.
В комплекс мозжечковой стимуляции входит методика Бильгоу с применением упражнений на тренажере «Баламетрикс» для развития участков головного мозга, отвечающих за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка.
Бильгоу выдвинул 3 принципа программы мозжечковой стимуляции:
- Стимулирование сенсорной интеграции
- Пространственное воображение и чувство равновесия
- Проприоцептивное обучение
Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта:
- психологический,
- дидактический,
- инструментально-технический.
В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка. В ходе занятий повышается пластичность мозга и появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.
Программа мозжечковой стимуляции показана детям при следующих состояниях:
- Несовершенство работы вестибулярного аппарата
- Нарушения осанки
- Проблемы с обучаемостью
- Поведенческие нарушения
- Несобранность, повышенная отвлекаемость
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Отставания в развитии моторики и координации
- Алалия
- Логоневроз, заикание
- Проблема дисграфии или дислексии
- ЗПР и ЗПРР
- ЗРР разной степени тяжести
- Аутизм и другие состояния аутического спектра
В комплексную программу занятий также входит – САМО СТРАХОВКА (по японской терминологии - УКЕМИ) - это обучение специальным приемам, которые использует падающий человек, не получив при этом травму или любой другой вред.
У детей с ДЦП (или другими неврологическими проблемами) в результате плохого ощущения своего тела и инстинкта самосохранения появляется «Страх падения». Этот страх небеспочвенный, ужас с рождения ребенка, здесь теснейшая связь эмоций с движениями.
Чтобы снять стресс, разорвать злосчастную цепь, нужен мощный положительный импульс. Чисто психологически от страха падения неплохо помогает, если научить человека правильно падать!