Лечебная физическая культура (ЛФК)
Одним из эффективных средств двигательной реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физическая культура (ЛФК).
Методика занятий при ДЦП базируется на следующих принципах:
- регулярность,
- систематичность и непрерывность занятий,
- индивидуальный подход,
- учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка, двигательного навыка ребенка,
- немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок, оно должно быть строго индивидуальным.
Цели ЛФК (двигательной гимнастики) при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.
В процессе двигательной гимнастики занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, пациентов обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у пациента вырабатываются новые навыки и правильные движения. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.
Характерными признаками двигательного умения являются:
- Управление движениями происходит неавтоматизировано.
- Сознание пациента загружено контролем каждого движения.
- Невысокая быстрота выполнения действия.
- Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
- Неустойчивостью к действию сбивающих факторов.
- Нестабильность результатов действия.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.