Лечебная физическая культура (двигательная гимнастика)
Одним из эффективных средств двигательной реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является физическая культура (ЛФК).
Методика занятий при ДЦП базируется на следующих принципах:
- регулярность,
- систематичность и непрерывность занятий,
- индивидуальный подход,
- учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка, двигательного навыка ребенка.
- немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Цели ЛФК (двигательной гимнастики) при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.
В процессе двигательной гимнастики занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, пациентов обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
Благодаря занятиям лечебной физкультурой, вырабатываются новые навыки и правильные движения. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Ход занятия ЛФК (двигательной гимнастикой) для детей с ДЦП:
І. Подготовительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть
В ходе подготовительной части необходимо расположить пациента к себе, окружающей обстановке, замотивировать пациента к проведению процедуры. Также необходимо подготовить мышечный аппарат – нормализовать мышечный тонус занимающегося путем растяжения, расслабления мышц, либо их стимуляции. Для этого проводятся подготовительные упражнения. В зависимости от возможностей пациента для выполнения упражнений выбирается необходимое положение тела - стоя либо сидя.
Упражнения выполняются поэтапно:
- начиная с области шеи (наклоны, повороты головы, с возможным отягощением и др.);
- верхний плечевой пояс, верхние конечности (поднятие, толкание из-за головы, заведение за голову гимнастической палки/гантели и др.)
- мышцы туловища – косые, мышцы спины и брюшного пресса (наклоны с утяжелением, гиперэкстензия и др.)
- заканчивая областью таза и нижними конечностями (толкание, отведение, выпрямление ноги с эластичной лентой и др.)
В ходе основной части применяются различные тренажеры для отработки элементов конкретного движения.
В конце основной части, как правило, закрепляются полученные результаты (ползание по-пластунски, ползание на четвереньках, ходьба на коленях, ходьба у опоры, ходьба с ходунков/тростей/костылей, ходьба с поддержкой и самостоятельная ходьба).
На данном этапе тренажеры и комплекс упражнений подбираются индивидуально, в зависимости от поставленных целей и задач. При этом необходимо учитывать возрастной ценз и функциональные возможности организма пациента. Варьируется количество подходов и повторений, степень участия инструктора. По мере перехода от умения до уровня навыка упражнения совершенствуются, переходя от легких к более сложным.
В ходе заключительной части занятия проводится заминка (растяжение или расслабление мышц), например, на массажном ролике.
Заминка – это комплекс простых упражнений, выполняемый после занятия с целью плавного перехода организма от напряженного к спокойному состоянию наиболее физиологичным способом.
Движение – это основное биологическое качество человека, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Это один из основных механизмов уравновешивания в системе «организм-среда». Организм человека с помощью движения активно адаптируется и взаимодействует с окружающей средой.
Исходя из вышесказанного, движение используется как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.