Занятие с дефектологом
Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), закономерности их воспитания, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей:
- сурдопедагогика изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика изучает вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
- олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания и обучения детей имеющих интеллектуальную недостаточность;
- логопедия изучает вопросы преодоления нарушений развития речи.
Индивидуальные занятия с дефектологом показаны:
- детям с нарушениями слуха или зрения;
- детям с расстройствами аутистического спектра;
- дошкольникам и школьникам с нарушениями речи;
- детям с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- детям с поражениями центральной, периферической нервной системы;
- детям с задержкой психического, психомоторного развития;
- пациентам с умственной отсталостью;
- детям, испытывающим сложности с обучением в детском саду, школе.
Общая цель работы дефектолога с ребенком — формирование мотивации к обучению.
Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает ребенку сформировать разные ощущения.
Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на все их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.
Работа с детьми с задержкой психического развития и с умственной отсталостью строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
В работе дефектолога используются различные виды оборудования, дидактический материал с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами: сыпучие материалы, логические блоки Дьенеша, различные варианты пособий по развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, речевого развития, пособия по ознакомлению с окружающим миром, шнуровки, мозаика, пирамидки, игры с прищепками и другое.
В результате коррекционно-развивающей работы дефектолога происходит развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового развития ребенка, сенсорных функций (зрительного, слухового, кинесетического восприятия), формирование пространственных и временных представлений, математических представлений, развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание, памяти, воображения), зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка к овладению письмом.