Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания поведения людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации.
За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. Итак, под мотивом понимается внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
У человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие потребности:
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности;
- потребность в принадлежности и любви;
- потребность в уважении (почитании);
- познавательные потребности;
- эстетические потребности;
- потребность в самоактуализации.
По результатам психологической диагностики у детей попавших в трудную жизненную ситуацию выявляются нарушения в познавательной, личностной сферах. В целом можно свидетельствовать о том, что такие дети и подростки более инфантильны, формирование ценностей идет с большим опозданием или искажается.
Проблема коррекции и формирования мотивационной сферы несовершеннолетних действительно насущная проблема сегодняшнего времени.
Цели возрастных инновационных программ:
- формирование, коррекция и реабилитация мотивационно- ценностных установок несовершеннолетних;
- формирование механизмов саморазвития личности детей и подростков в контексте раскрытия у них потенциала и способности справляться с различными жизненными ситуациями;
- формирование основ психического здоровья, с акцентом на развитие потребности в здоровом образе жизни;
- формирование основ эмоционального интеллекта, обеспечивающего решения жизненных задач;
- выработка механизмов стрессоустойчивого поведения, эмоционально-волевой регуляции; устранение педагогической и социальной запущенности несовершеннолетних.
Для выполнения перечисленных задач используем следующие средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах. Используем приемы арт-терапии, сказко-терапии, песко-терапии.
Опираясь на практический опыт, мы поняли, что увидеть и оценить результат сразу трудно, а порой невозможно, с одной стороны нужно время для интериоризации ценностей, а с другой, если не подкреплять полученный опыт или навыки, то они быстро выветриваются под напором действительности и окружающей социальной среды. Но в то же время мы считаем свою работу важной. Мы не можем сопровождать ребенка всю жизнь, да и не нужно это, но мы указываем ему и помогаем сделать первые шаги в нужном направлении, по дороге добра и общечеловеческих ценностей.
Коррекция психо-эмоционального состояния родителей, воспитывающих детей – инвалидов
Наличие больного ребенка - длительно действующий патогенный фактор, и, если утраты не восстанавливаются, а эмоциональное насилие, пренебрежение, жестокое обращение по отношению к матери усиливаются, усиливается и посттравматическое событие, травма приобретает множественный характер. Согласно концепции «цикла насилия», жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, пренебрежения способствуют формированию агрессивности и дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах, в частности по отношению к собственным детям.
Цикл 1. Отделение Задачи: развитие навыков любви к себе и понимания себя
Темы обсуждений: В чем разница между « матерью ребенка-инвалида» и « матерью, воспитывающей ребенка-инвалида». Надо ли заботиться о себе, имея ребенка-инвалида. Стоит ли тратить всю жизнь на больного ребенка Свободная тема Я родила неполноценного ребенка Синдром хронической усталости. Жизненные ресурсы. «Как приятно плакать в кругу тех, кто тебя понимает…»
Цикл 2. Личностное становление
Темы тренингов: Кто Я? Мой дом – моя крепость Мой дом – моя крепость Чувства разные нужны, Чувства разные нужны, чувства разные важны Зависимое поведение Зависимое поведение «Я научилась любить себя и понимать своего ребёнка…»
Цикл 3. Принятие
Темы занятий:
- Этапы проживания горя
- Как научиться прощать
- Безусловная любовь
- Пять языков любви
Анализ результатов обследования психоэмоционального состояния детей, чьи родители участвовали в программе, подтверждает тот факт, что при системной психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьей возможно снижение уровня психического напряжения у ребенка на 25-40% уже за 3-6 месяцев, что положительно сказывается на течение основного заболевания и дает возможность ребенку стабильно участвовать в психокоррекционном процессе.
Фотогалерея (нажмите на фото для увеличения):